В начале августа в Москве прошли матчи второго розыгрыша Кубка РЖД, в котором, наряду со столичным «Локомотивом», выступили итальянский «Милан», испанская «Севилья» и лондонский «Челси». Нет смысла перечислять регалии европейских грандов, пожаловавших в Белокаменную. И, естественно, эти клубы отправились за тысячи километров не за бесплатно. Рассказать о финансовой составляющей турнира, равно как и о проводимой в футбольном клубе «Локомотив» коммерческой деятельности, мы попросили вице-президента по маркетингу, продажам, корпоративному управлению и развитию клуба Дмитрия Ефимова.
В маркетинге всего три человека
– Наш Департамент состоит из трех основных направлений. Это маркетинг, продажи и работа с болельщиками,- сказал Дмитрий Григорьевич. – В принципе, направления во многом говорят сами за себя. Я могу пояснить лишь то, что касается продаж. Что туда входит. Это продажа билетов и абонементов, продажа атрибутики, аренда VIP-лож, аренда коммерческих объектов (как всего стадиона в целом, так и отдельных его частей), будь то запасные поля или теннисные корты. Продажа рекламных услуг на стадионе. Продажа спонсорских пакетов. Ну и так далее, и так далее.
Отдел маркетинга занимается непосредственно рекламной деятельностью, рекламой футбольного клуба или каких-либо услуг. Недавно была реклама Кубка РЖД в Москве. Также серьезной частью является полиграфическая деятельность – журналы, программки, билеты, пропуска на парковку и тому подобное. Клуб очень много всего производит. И все это находится в ведении Департамента маркетинга. Ну и работа с болельщиками – это одна из важнейших составляющих клуба. Это дирекция, которая является связующим звеном между официальным клубом и неформальными объединениями болельщиков.
– Какое из этих направлений имеет первостепенное значение?
– Было бы совершенно неправильно – разделять их. Что первично: продвижение брэнда ФК «Локомотив» или работа с болельщиками? Так нельзя говорить. Есть направления, они все стратегические. Это вообще стратегический департамент, который занимается развитием клуба. И выделять что-то более важное, что-то менее важное нельзя.
– Представляем, какая это глобальная работа. Видимо, и сотрудников для ее выполнения в клубе предостаточно?
– В общей сложности человек 15. Мало, но что делать. Мы же не компания, которая производит какой-то продукт, продает его и зарабатывает огромное количество денег. Мы не отличаемся в этом от любого другого футбольного клуба. Мы были бы предприятием убыточным, если бы не поддержка спонсоров, поэтому мы не имеем возможности раздувать штат. В российском футболе есть некоторое несоответствие. Игроков мы покупаем по мировым ценам, зарплату мы им платим по мировым стандартам, а билеты мы продаем по российским ценам, и все остальное. Соответственно, у нас есть некоторый диссонанс между доходами и расходами, который, конечно, мы всяческими усилиями пытаемся ликвидировать. Но в плане штата мы должны быть весьма осторожны. К слову, у нас на весь маркетинг всего лишь три человека. Один из которых фотограф другой – дизайнер, специалист по всей полиграфии, третий – непосредственно маркетолог. Вот и все.